Дмитрий Евтушенко (evtushenko75) wrote,
Дмитрий Евтушенко
evtushenko75

Category:

В гостях у Жилинского. (Часть 2).

См. начало:http://evtushenko75.livejournal.com/15272.html
Пробыл я у Жилинского так долго, возможно, еще и потому, что по мере того, как он мне показывал свои работы, и по ходу разговора, он понимал, что с его творчеством и биографией я знаком достаточно подробно. И разговор можно вести без адаптаций, подразумевая многое "по умолчанию". Из нагромождений картонок и оргалита, которые он доставал, особенно мне понравился вот этот этюд 1945 года, чем-то напоминающий по манере Серова. Может увлечение. А может и гены.


Он сказал, что это его самая ранняя работа маслом. Далее Дмитрий Дмитриевич достал два своих автопортрета примерно тех же лет со словами: "Смотрите, каким красавцем был!" А на меня оттуда смотрел юноша-физкультурник, герой картин Дейнеки.
Так мы и переходили из одной комнаты в другую. Я видел уже давно знакомые, и нигде не публиковавшиеся работы: крымские, испанские пейзажи, портреты матери, жены Нины, детей, букеты, букеты. И возле каждой работы я слушал интересный рассказ. Оказывается, все свои букеты Жилинский писал, как правило, непреднамеренно. Тогда, когда они появлялись в доме. Особенно много их было недавно, во время празднования его восьмидесятилетия.



Эта работа называется "Мама, мне 80". Увидел я ее впервые все на той же выставке в Третьяковке. До того момента мне ни разу не доводилось плакать, стоя перед картиной. Стихи, музыка, кино, спектакль - все это довольно часто вызывает такую реакцию. Это первая и, пока что, последняя картина, перед которой у меня начались рыдания прямо в зале. И каково же было мое изумление, когда я услышал такой рассказ:" Это после юбилея в доме было много цветов. Все уехали за город, а я остался среди них один. Написал букет. Думаю, чего-то не хватает. Решил пририсовать себя в зеркале. Смотрю, а за спиной у меня висит мамин портрет. Так удачно вписался". То есть, это не был готовый замысел. То есть, все гениальное получается спонтанно.
Тут я должен сказать, что, главным образом, как бы в педагогических целях, Жилинский обращал мое внимание на то КАК он решил ту или иную картину. "Вот здесь я увидел, как это оранжевое локально звучит на зеленом, а здесь - вот этот белый силуэт на фоне густого синего неба". Причем периодически он ссылался в качестве примера то на икону, то на Рогира Ван дер Вейдена...А я слушал, но при этом думал про себя, что для меня-то он ценен как раз этим всепронизывающим психологизмом, потрясающим мастерством, которого сегодня в век фотографии не осталось ни у кого. А вовсе не стиллизацией под Джотто или Пьеро делла Франческа. Хотя в тех вещах, где нет нарочитости, а лишь едва заметные ассоциации, это выходит несомненно великолепно. Как в моем любимом "Альтисте" или вот в этой тоже очень любимой работе "Молодая семья".

Здесь в первую очередь "цепляет" трепет взаимоотношений, что-то бережное, сакральное. А потом уже мы можем проследить все влияния и праобразы, начиная от Ван Эйка. Но, почему-то, я уже не впервые замечаю, что художники-шестидесятники ставят себе в заслугу именно стиллистические находки, а не внутреннюю драматургию. Обычно это среди профессионалов принято называть "литературщиной" или, того хуже, "соплями". Что-то подобное было у меня в разговоре с недавно ушедшим скульптором Даниэлем Митлянским. Я обожаю этих его худеньких сутулых мальчиков в шинелях и пилотках, его одноклассников, ушедших на фронт. Лучший памятник, посвященный Великой Отечественной, на мой взгляд. Но он говорил о нем неохотно. Больше о других, более формально решенных вещах.
Так, обойдя всю квартиру-мастерскую, мы сели за стол на диване возле начатого им натюрморта со стариком и старухой. Обычно я никогда не прошу мне что-либо надписать из того, что покупаю я. Только, если сам автор решит сделать подарок. Но в случае с Жилинским я сделал исключение. Я специально привез тот самый, купленный 20 лет назад альбом. Едва Дмитрий Дмитриевич взял его в руки, тут же сказал, что это самый его лучший альбом: и по качеству печати, и по подборке. И даже у него их осталось совсем немного. И еще очень долго, прежде чем надписать его, он рассматривал каждую репродукцию, уносясь в воспоминания. И теперь, когда я пересматриваю его, после того, как он побывал в руках у Жилинского, мгновенно всплывают все рассказанные им истории и факты. Какие женщины позировали ему для "Времен года", что сказала Фурцева про две работы, которые решили отправить на выставку в Японию. На одной из них были изображены два его друга-художника в свитерах. А на другой его жена Нина рисовала полную натурщицу. Про художников Екатерина Алексеевна сказала: Разве советские люди такие худые? А про натурщицу: Разве советские женщины такие толстые? Посмотрите на меня...И сделала перед Жилинским что-то вроде фуэте. Рассказывал он также и о Фаворском, и о Капице, чей парный портрет с женой написал. Я задавал ему вопросы о том или ином художнике. Но его мнения не всегда внутренне разделял. Кстати, Борис Биргер(http://evtushenko75.livejournal.com/1472.html), мне кажется художником очень родственным Жилинскому. Они оба любили писать парные портреты и могли передавать невидимую гармонию, нити духовных связей. Только если Жилинский ориентировался на Раннее Возрождение, то Биргеру эталоном служили Тициан и Рембрандт. То есть, не линия и силуэт пятна, а растворенность образа в свето-воздушной массе. Но именно последнее и не устраивает Жилинского. А когда я сказал ему об их родстве, он добродушно произнес: "Ну может быть, может быть...Нет я уважаю Борю, как сильную принципиальную личность. Он всегда был таким несокрушимым диссидентом. Сахарова написал..." Мне же посоветовал сходить на выставку Мирель Шагинян, дочери Мариэтты. Сказал, что мне многое станет ясно.
Надписал книгу (О, мы с вами тезки!). Сказал несколько напутствий. "Никогда не пишите с фотографий. Лучше без натуры, но по карандашному рисунку. Мне предлагали написать портреты Брежнева и Громыко. Но они отказались позировать, и так ничего и не состоялось. А недавно какой-то депутат, бывший губернатор, захотел свой портрет. Его помощник привез мне фотографии. А сам он со мной даже разговаривать не захотел. Я говорю, пусть попозирует. А помощник: у него нет времени. Я говорю: мне Королева Дании и все Крон-принцы часами позировали. А он: ну, у них есть много времени... Так что, мой вам совет: никогда не делайте работы для чего-то. Главное, чтобы была внутренняя уверенность. А собственное лицо от вас никуда не денется. Вам сколько лет? А выглядите гораздо моложе. Женаты? Ну, вообще-то, уже можно. Пусть жена у вас будет красивая, но чтобы, в первую очередь, ценила и уважала то, чем вы занимаетесь... Вот буду заканчивать этот натюрморт. Дом в окне никак не выходит. Вчера совсем разозлился. Перспектива кривая, и солнце ушло. А ближняя кирпичная стена, вроде бы, темнее?..." Тут уж я совсем "раскрепостился" и добавил:"И холоднее".
Проводил меня до дверей. Тепло попрощался. Мир на улице разительно отличался от светлого и теплого оазиса, созданного Жилинским. Если, помимо мастерства, я и хотел бы у него чему научиться, так это вот этому умению аккумулировать свет и радость. Даже в, казалось бы, печальных работах это присутствует. А потом я сел в метро. Раскрыл подписанный альбом на странице, где была напечатана работа, изображающая скамью в вагоне метро с сидящими пассажирами. Напротив меня была точно такая же скамья. Только год был не 1954, а 2008. И лица были совсем другие. Впрочем, некоторые антропологические рудименты ушедшей эпохи еще оставались.
Tags: Воспоминания, Любимые художники
Subscribe

  • О выставке Фешина. Мысли по свежим следам)

    Только что вернулся с Фешина... С чем можно сравнить ощущение от работ? Спустя некоторое время после изобретения механического пианино, композиторы…

  • О Коровине. Послевыставочное

    Был на Коровине. Такое огромное количество его работ, собранных в одном месте, видел впервые. Что сказать? Гений, несомненный гений из тех, что…

  • Выставка Мунка во Франкфурте

    Впервые увидел картины Мунка в подлиннике. У меня множество его альбомов и фолиантов, с творчеством знаком неплохо, держу его в числе любимейших из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • О выставке Фешина. Мысли по свежим следам)

    Только что вернулся с Фешина... С чем можно сравнить ощущение от работ? Спустя некоторое время после изобретения механического пианино, композиторы…

  • О Коровине. Послевыставочное

    Был на Коровине. Такое огромное количество его работ, собранных в одном месте, видел впервые. Что сказать? Гений, несомненный гений из тех, что…

  • Выставка Мунка во Франкфурте

    Впервые увидел картины Мунка в подлиннике. У меня множество его альбомов и фолиантов, с творчеством знаком неплохо, держу его в числе любимейших из…