?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

См. начало:http://evtushenko75.livejournal.com/15272.html
Пробыл я у Жилинского так долго, возможно, еще и потому, что по мере того, как он мне показывал свои работы, и по ходу разговора, он понимал, что с его творчеством и биографией я знаком достаточно подробно. И разговор можно вести без адаптаций, подразумевая многое "по умолчанию". Из нагромождений картонок и оргалита, которые он доставал, особенно мне понравился вот этот этюд 1945 года, чем-то напоминающий по манере Серова. Может увлечение. А может и гены.


Он сказал, что это его самая ранняя работа маслом. Далее Дмитрий Дмитриевич достал два своих автопортрета примерно тех же лет со словами: "Смотрите, каким красавцем был!" А на меня оттуда смотрел юноша-физкультурник, герой картин Дейнеки.
Так мы и переходили из одной комнаты в другую. Я видел уже давно знакомые, и нигде не публиковавшиеся работы: крымские, испанские пейзажи, портреты матери, жены Нины, детей, букеты, букеты. И возле каждой работы я слушал интересный рассказ. Оказывается, все свои букеты Жилинский писал, как правило, непреднамеренно. Тогда, когда они появлялись в доме. Особенно много их было недавно, во время празднования его восьмидесятилетия.



Эта работа называется "Мама, мне 80". Увидел я ее впервые все на той же выставке в Третьяковке. До того момента мне ни разу не доводилось плакать, стоя перед картиной. Стихи, музыка, кино, спектакль - все это довольно часто вызывает такую реакцию. Это первая и, пока что, последняя картина, перед которой у меня начались рыдания прямо в зале. И каково же было мое изумление, когда я услышал такой рассказ:" Это после юбилея в доме было много цветов. Все уехали за город, а я остался среди них один. Написал букет. Думаю, чего-то не хватает. Решил пририсовать себя в зеркале. Смотрю, а за спиной у меня висит мамин портрет. Так удачно вписался". То есть, это не был готовый замысел. То есть, все гениальное получается спонтанно.
Тут я должен сказать, что, главным образом, как бы в педагогических целях, Жилинский обращал мое внимание на то КАК он решил ту или иную картину. "Вот здесь я увидел, как это оранжевое локально звучит на зеленом, а здесь - вот этот белый силуэт на фоне густого синего неба". Причем периодически он ссылался в качестве примера то на икону, то на Рогира Ван дер Вейдена...А я слушал, но при этом думал про себя, что для меня-то он ценен как раз этим всепронизывающим психологизмом, потрясающим мастерством, которого сегодня в век фотографии не осталось ни у кого. А вовсе не стиллизацией под Джотто или Пьеро делла Франческа. Хотя в тех вещах, где нет нарочитости, а лишь едва заметные ассоциации, это выходит несомненно великолепно. Как в моем любимом "Альтисте" или вот в этой тоже очень любимой работе "Молодая семья".

Здесь в первую очередь "цепляет" трепет взаимоотношений, что-то бережное, сакральное. А потом уже мы можем проследить все влияния и праобразы, начиная от Ван Эйка. Но, почему-то, я уже не впервые замечаю, что художники-шестидесятники ставят себе в заслугу именно стиллистические находки, а не внутреннюю драматургию. Обычно это среди профессионалов принято называть "литературщиной" или, того хуже, "соплями". Что-то подобное было у меня в разговоре с недавно ушедшим скульптором Даниэлем Митлянским. Я обожаю этих его худеньких сутулых мальчиков в шинелях и пилотках, его одноклассников, ушедших на фронт. Лучший памятник, посвященный Великой Отечественной, на мой взгляд. Но он говорил о нем неохотно. Больше о других, более формально решенных вещах.
Так, обойдя всю квартиру-мастерскую, мы сели за стол на диване возле начатого им натюрморта со стариком и старухой. Обычно я никогда не прошу мне что-либо надписать из того, что покупаю я. Только, если сам автор решит сделать подарок. Но в случае с Жилинским я сделал исключение. Я специально привез тот самый, купленный 20 лет назад альбом. Едва Дмитрий Дмитриевич взял его в руки, тут же сказал, что это самый его лучший альбом: и по качеству печати, и по подборке. И даже у него их осталось совсем немного. И еще очень долго, прежде чем надписать его, он рассматривал каждую репродукцию, уносясь в воспоминания. И теперь, когда я пересматриваю его, после того, как он побывал в руках у Жилинского, мгновенно всплывают все рассказанные им истории и факты. Какие женщины позировали ему для "Времен года", что сказала Фурцева про две работы, которые решили отправить на выставку в Японию. На одной из них были изображены два его друга-художника в свитерах. А на другой его жена Нина рисовала полную натурщицу. Про художников Екатерина Алексеевна сказала: Разве советские люди такие худые? А про натурщицу: Разве советские женщины такие толстые? Посмотрите на меня...И сделала перед Жилинским что-то вроде фуэте. Рассказывал он также и о Фаворском, и о Капице, чей парный портрет с женой написал. Я задавал ему вопросы о том или ином художнике. Но его мнения не всегда внутренне разделял. Кстати, Борис Биргер(http://evtushenko75.livejournal.com/1472.html), мне кажется художником очень родственным Жилинскому. Они оба любили писать парные портреты и могли передавать невидимую гармонию, нити духовных связей. Только если Жилинский ориентировался на Раннее Возрождение, то Биргеру эталоном служили Тициан и Рембрандт. То есть, не линия и силуэт пятна, а растворенность образа в свето-воздушной массе. Но именно последнее и не устраивает Жилинского. А когда я сказал ему об их родстве, он добродушно произнес: "Ну может быть, может быть...Нет я уважаю Борю, как сильную принципиальную личность. Он всегда был таким несокрушимым диссидентом. Сахарова написал..." Мне же посоветовал сходить на выставку Мирель Шагинян, дочери Мариэтты. Сказал, что мне многое станет ясно.
Надписал книгу (О, мы с вами тезки!). Сказал несколько напутствий. "Никогда не пишите с фотографий. Лучше без натуры, но по карандашному рисунку. Мне предлагали написать портреты Брежнева и Громыко. Но они отказались позировать, и так ничего и не состоялось. А недавно какой-то депутат, бывший губернатор, захотел свой портрет. Его помощник привез мне фотографии. А сам он со мной даже разговаривать не захотел. Я говорю, пусть попозирует. А помощник: у него нет времени. Я говорю: мне Королева Дании и все Крон-принцы часами позировали. А он: ну, у них есть много времени... Так что, мой вам совет: никогда не делайте работы для чего-то. Главное, чтобы была внутренняя уверенность. А собственное лицо от вас никуда не денется. Вам сколько лет? А выглядите гораздо моложе. Женаты? Ну, вообще-то, уже можно. Пусть жена у вас будет красивая, но чтобы, в первую очередь, ценила и уважала то, чем вы занимаетесь... Вот буду заканчивать этот натюрморт. Дом в окне никак не выходит. Вчера совсем разозлился. Перспектива кривая, и солнце ушло. А ближняя кирпичная стена, вроде бы, темнее?..." Тут уж я совсем "раскрепостился" и добавил:"И холоднее".
Проводил меня до дверей. Тепло попрощался. Мир на улице разительно отличался от светлого и теплого оазиса, созданного Жилинским. Если, помимо мастерства, я и хотел бы у него чему научиться, так это вот этому умению аккумулировать свет и радость. Даже в, казалось бы, печальных работах это присутствует. А потом я сел в метро. Раскрыл подписанный альбом на странице, где была напечатана работа, изображающая скамью в вагоне метро с сидящими пассажирами. Напротив меня была точно такая же скамья. Только год был не 1954, а 2008. И лица были совсем другие. Впрочем, некоторые антропологические рудименты ушедшей эпохи еще оставались.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
prince_florizel
Apr. 19th, 2008 04:26 pm (UTC)
Спасибо, Дима! Чудесный рассказ о Художнике.
pianistka_kat
Apr. 19th, 2008 05:05 pm (UTC)
Вы тонкий человек. Спасибо.
Этюд 45 года изумительный...
evtushenko75
Apr. 19th, 2008 05:43 pm (UTC)
Мне он тоже еще на выставке понравился...
sashagalitsky
Apr. 19th, 2008 05:12 pm (UTC)
спасибо
у меня есть работа "мама, мне 50"...
rionen
Apr. 19th, 2008 05:17 pm (UTC)
Спасибо за этот рассказ! До чего же прекрасный человек! Взгляд на автопортрете искренний и внимательный, как у ребенка.
karakulia
Apr. 19th, 2008 05:31 pm (UTC)
Да, Жилинский хорош!
aligatorsha
Apr. 19th, 2008 07:22 pm (UTC)
Здорово! Как будто вместе с Вами бродила по мастерской и слушала-слушала. Спасибо, что открыли для меня такого человека.
evtushenko75
Apr. 19th, 2008 09:35 pm (UTC)
Алина, а он, кстати, был у Вас на радиостанции в "Собрании Третьяковки". Обе Ксении разговаривали с ним о "Гимнастах СССР".
paintervic
Apr. 19th, 2008 07:42 pm (UTC)
Какой замечательный и мудрый художник! Спасибо Дима, что познакомили с ним.
evtushenko75
Apr. 19th, 2008 09:32 pm (UTC)
Ну с его творчеством Вы наверняка знакомы давно...Просто, он уже давно во всех учебниках и хрестоматиях, и как-то странноЮ осознавая это,общаться с ним...
paintervic
Apr. 19th, 2008 10:15 pm (UTC)
Именно это я и хотел сказать - не хрестоматийный, живой человек...
tatiana_den
Apr. 20th, 2008 08:09 am (UTC)
Спасибо огромное за рассказ!!!! Пишите ещё!!!
raf_sh
Apr. 20th, 2008 08:34 am (UTC)
Спасибо. прекрасно.
ne_goya
Apr. 20th, 2008 09:25 am (UTC)
Очень хороший рассказ, спасибо. Не могу сказать, что мне очень близок Жилинский-художник (но кого это интересует?), но это как раз тот случай, который вызывает огромное уважение.
Забавное совпадение: я с Даниэлем Мятлянским тоже как-то об этом спорил. У меня еще его портретик есть, лет 10 назад написанный. :)))
Здесь: http://ne-goya.livejournal.com/10315.html
evtushenko75
Apr. 20th, 2008 06:02 pm (UTC)
А мне тоже так хотелось его написать, но не решился предложить...
ne_goya
Apr. 20th, 2008 06:09 pm (UTC)
Ну, мы у меня в мастерской сидели и выпивали. Вдруг у меня руки зачесались. Вот я его и усадил спать (у него уже глаза закрывались), а сам кисточку взял... ))) Полчасика он так высидел, а больше и не надо было, портретик-то маленький. Уже после его смерти я портретик, кажется, Нюшке подарил - его дочке.
evtushenko75
Apr. 20th, 2008 06:15 pm (UTC)
А когда я с ним общался, он уже совсем сдавал. Но таким был резким в оценках! Кстати, и по адресу Д.Д.Ж. тоже. С чем не могу согласиться.
ne_goya
Apr. 20th, 2008 06:29 pm (UTC)
Резким в оценках он всегда был, но с другой стороны, ему всегда можно было сказать, что он не прав.
К Д.Д.Ж. у меня отношение амбивалентное. С одной стороны у него есть куски замечательной живописи, рисунку можно просто позавидовать. С другой - ему не хватило внутренней свободы, чтобы преодолеть ученический академизм. Как следствие: полное отсутствие композиции. Одна сплошная железно выверенная
компоновка
. Тогда как настоящая композиция никогда не бывает жесткой, она течет и изменяется. Она является противоположностью компоновки. Собственно композиция и является индикатором внутренней свободы художника, а значит и его творческой потенции. ИМХО, конечно.
evtushenko75
Apr. 20th, 2008 06:55 pm (UTC)
Пожалуй, соглашусь с Вами. Но это внешние признаки. А главное заключается в том, что он - личность. И эта личность притягивает даже тогда, когда он выписывает темперой розочки. А бывает наоборот. Все так формально дерзновенно, "поверх барьеров". А не притягивает.
ne_goya
Apr. 20th, 2008 06:58 pm (UTC)
Да, тут никаких сомнений, личность, и это по работам чувствуется. Я же сразу написал, что очень его уважаю.
Да дело и не в розочках, а... )))
evtushenko75
Apr. 20th, 2008 07:51 pm (UTC)
Ну просто те, кто его критикуют, упрминают именно "розочки". Это такое обобщение.
hugomoscow
Apr. 20th, 2008 10:00 am (UTC)
Дмитрий, большое Вам спасибо. Я не поклонник творчества Дм.Дм.Ж., но прочитал Ваши два текста с огромным интересом.
С уважением, Александр
evtushenko75
Apr. 20th, 2008 06:07 pm (UTC)
На самом, деле, мне приходится разное о нем слышать. От "великого мастера", до "слащавости". Мне кажется, что мастерство очевидно, как и ремесло. А со слащавостью случается, что он балансирует на грани. Единственное что я понял, что он знает цену собственному искусству(со всеми на то основаниями), но немного не так воспринимает себя, как это видится со стороны. Пастернак тоже считал себя прозаиком-романистом, а поэтом во вторую-третью очередь.
savta
Apr. 20th, 2008 08:30 pm (UTC)
До чего же интересно было читать и пост и комменты к нему!
sergiospo
Apr. 21st, 2008 08:41 am (UTC)
Извините, но живопиь Жиилинского это просто кошмар. Поясню почему, чтобы не быть голословным. В его работах напрочь отсутствует та органика, которая делает живопись величайшим искусством. Всё в его работах натурально, фотографично,физиолгично если хотите,- в пространство его холстов можно протопать в грязных ботинках, настолько оно натурально. А живопись не терпит подобной физиологии. Далеее. Все елементы в каринах существуют отдельно друг от друга, т.е напрочь отсутсвует цельность( В связи с этим приведу слова своего знакомого художника: "если мысслено в пейзаже Сезанна попытаться оторвать ветку, то она оторвётся вместе с небом, настолько цельная его живопись".)Все элементы в его каринах спорят друг с другом, они все у него равнозначны, не понятно какой элемент главный, какой второстепеный. Мне как зрителю становися не понятно ради чего сделана картина. Ну вот хотя бы на примере "Автопортрета". Ради чего он сделан? Ради вазы с цветами, ради автопортрета в зеракале или фигуры женшины на заднем плане???? Мне не понятно, что же в этой картине увлекло художника, так как все елементы в ней,повторюсь и сделаны с одинаковым усилием. Плюс всё такое холодное и мёртвое. Так что дело здесь не в слащавости,а в отсутствии мастерства
ne_goya
Apr. 21st, 2008 08:46 am (UTC)
В Ваших словах много справедливого, но все же это не кошмар. Кошмар, это Глазунов с Шиловым. )))
evtushenko75
Apr. 21st, 2008 10:10 am (UTC)
Про Сезанна замечательно сказано. Про Жилинского мне приходилось часто слышать мнение, подобное Вашему. Но все-таки, я думаю, он иногда опасно приближается, но не переходит ту грань, за которой начинается Шилов.
( 27 comments — Leave a comment )