?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Начиная с 1926 года этот портрет хранился в запаснике Музея Революции. Когда к Репину в Пенаты приехала делегация советских художников, состоящая из его ученика Бродского, Кацмана, Радимова, с целью уговорить его вернуться в СССР, на деньги советского правительства у него был выкуплен этот портрет и еще пара эскизов на революционную тему. "Царская виселица" постоянно висела в экспозиции Музея Революции. Не знаю, как сейчас. А вот портрет Керенского тут же убрали с глаз долой. И только в 1990-м году я увидел его впервые на какой-то выставке в музее Калинина, там, где была его приемная напротив библиотеки Ленина. Вот тогда-то я и увлекся именно поздним Репиным и стал отыскивать все новые и новые его работы 10-20-х годов прошлого века. Совсем недавно обнаружился готовый к продаже на одном из антикварных салонов еще один портрет Керенского. А до этого он появился в числе лотов аукционного дома "Кристи". На мой взгляд, портрет более удачный. Вероятно, Репин вел их параллельно, немного варьируя ракурс и цветовое решение.

Недавно прочитал в опубликованном письме Репина молодому скульптору Оленину от 20 июля 1917 года такие удивившие меня слова:"...Керенский. Какая сложная, гениальная натура! Вот человек родился Наполеоном; какой это талант, какая энергия! И до чего он всегда неожиданно оригинален; а вообще прост и добр, как отмеченный Божием перстом." Письмо написано как раз тогда, когда Репин работал над портретом. То есть, это впечатления "с натуры". Впрочем, по словам Чуковского, когда Репин писал чей-либо портрет, он неизменно "влюблялся" в свою модель.
"Приговор" поздней живописи Репина и портрету Керенского, вынесенный самим Чуковским, был, по моему, незаслуженно, суровым. Цитирую фрагмент его дневниковой записи от 4 октября 1917 года: "В каждом мазке чувствуется, что Репин умер и не воскреснет, хотя... портрет Керенского смел, Керенский тускло глядит с тускло написанного зализанного коричневого портрета, но на волосах у него безвкуснейший и претенциознейший зайчик.- Так и нужно!- объясняет Репин - тут не монументальный портрет, а случайный, случайного человека... Правда, гениального человека- у меня есть фантазия... Перед Керенским он преклоняется..." Вероятно, Чуковский видел первый из двух портретов. Ну вот не разделяю я оценку Корнея Ивановича. Конечно, сравнивать позднего Репина с поздним Тицианом было бы сильной натяжкой, но тенденция мне видится та же. На начальном этапе добросовестная трактовка формы, точный рисунок лица и рук. А под старость - исключительно свето-воздушная среда, световые потоки, в которые фигура погружена, как в аквариум. И только блики и световые пятна выхватывают ее, полурастворенную, из пространства. Плюс это неожиданное смещение светового акцента с лица на руки. И, как ни странно звучит, возрастное ухудшение зрения, и точности движений руки такому цельному результату шло только на пользу...
Ну и чтобы завершить тему образа Керенского в искусстве, размещу еще один его портрет, написанный учеником Репина Бродским тем же летом 1917 года.

Он тоже хранился в запаснике Музея Революции. Был выставлен тогда же в 1990-м в особняке Калинина. А спустя еще год Бродский начнет свою знаменитую "лениниану". Напишет Ленина на Путиловском заводе, в Смольном, на фоне Кремля. И бесконечную вереницу вождей: Сталина, Ворошилова, Орджоникидзе, Кирова, Куйбышева...

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
lufer_lj
Dec. 14th, 2008 02:05 am (UTC)
Серия постов -неизвестный Репин- очень заинтересовала...
Совершенно по новому взглянул на него.
А это Керенский - вообще из ряла вон! особенно второй портрет с лучом света.
evtushenko75
Dec. 14th, 2008 09:13 am (UTC)
Вот и со мной то же самое в свое время произошло. Я вообще люблю, когда то, что казалось досконально знакомым, оказывается абсолютно неизвестным...
pinche_madre
Dec. 14th, 2008 09:13 am (UTC)
согласна с предыдущим оратором)
интересно, будет ли возможность увидеть его где-нибудь
evtushenko75
Dec. 14th, 2008 09:15 am (UTC)
Надо отдать должное российским олигархам, именно они приобрели эти работы на аукционах и привезли в Россию. Вопрос, как ими распорядятся у нас. Вроде, что-то можно увидеть в одной из галерей в Крокус-Экспо...
gleba
Dec. 14th, 2008 10:26 am (UTC)
Интересные статьи у Вас получаются!
Спасибо!
Мне очень нравится творчество Репина, и читая о нем я не мог не удивиться тому, что бытует такое мнение, буд-то был гениальный художник, а потом в один момент взял, да и вышел весь.
Очень хочется узнать что-то еще о его позднем творчестве!
evtushenko75
Dec. 14th, 2008 11:29 am (UTC)
Если что найду, выложу обязательно...
ne_goya
Dec. 14th, 2008 11:01 am (UTC)
Круто!!!
Да, этот второй портрет - изумительный. И, странным образом, в нем что-то врубелевское проглядывается в том, как он со светотенью обошелся. Только еще радикальнее.
evtushenko75
Dec. 14th, 2008 11:30 am (UTC)
Re: Круто!!!
Кстати, о влиянии Врубеля на позднего Репина писал Грабарь...
ne_goya
Dec. 14th, 2008 11:34 am (UTC)
Re: Круто!!!
Да? Ишь ты, как я угадал...)))
evtushenko75
Dec. 14th, 2008 12:41 pm (UTC)
Re: Круто!!!
Грабарь даже написал, что Репин стал "дивизионистом". Но не одобрил в нем это. Забыл о том, с чего сам начинал...
gdmitry
Dec. 14th, 2008 11:42 am (UTC)
Второй—шикарный. А у Бродского какой-то пряничный.
amoralkin
Dec. 14th, 2008 12:39 pm (UTC)
Второй действительно потрясает своей неожиданностью. Нехрестоматийный абсолютно Репин.
Бродский абсолютный "соцреалист"
evtushenko75
Dec. 14th, 2008 12:42 pm (UTC)
То есть уже после февраля в нем это началось. А каким лириком был!
golovinism
Dec. 16th, 2008 02:31 am (UTC)
Керенский родился в 1881. Значит, на репинских портретах ему лет 35. Так? А выглядит гораздо моложе. Или это мне так кажется.
В советские времена, когда мы в школе учили, как Керенский из Зимнего бежал в женском платье, мне никогда не приходило в голову, что лет-то ему было совсем немного.
evtushenko75
Dec. 16th, 2008 08:10 am (UTC)
Ну про женское платье - это была выдумка тех лет. Хотя даже две картины на эту тему есть... А на портретах он, по моему, даже старше выглядит...
golovinism
Dec. 16th, 2008 10:51 am (UTC)
Я знаю, что про женское платье - это ложь. Хотя, даже если бы это было правдой, не вижу в этом ничего предосудительного :) - сама ношу женские платья и чувствую себя прекрасно. Почему "дедушке" Ленину не было позорно прятаться под париком, под чужими документами и чужим мужским платьем? Чем это женское платье хуже?! :))
А что касается восприятия возраста, оно, похоже, очень зависит от возраста зрителя, т.е. моего и Вашего. Я, глядя на портрет, вижу мальчика лет 25-30.
gospodi
Feb. 8th, 2009 07:08 am (UTC)
я помню, что один из портретов Керенского работы Репина лет 7 назад выставляляся в Москве на антикварном салоне, но какой?
evtushenko75
Feb. 8th, 2009 11:29 am (UTC)
Стало быть, второй. Первый в музее Революции...
gospodi
Feb. 8th, 2009 01:05 pm (UTC)
Да, второй... он мне понравился:
( 19 comments — Leave a comment )